МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
ИМЕНИ Н.С. САМОКИША»
Преподавание живописи в Государственном бюджетном
профессиональном образовательном учреждении Республики Крым
«Художественное училище им. Н.С. Самокиша»
Художественное воспитание и подготовка студентов по живописи осуществляется на основе учебного плана и учебных программ по предмету.
Цель курса живописи в училище:
– развитие образного мышления и художественной культуры;
– дать студентам основу профессионально-художественной грамоты,
которая может стать крепкой основой в самостоятельной практической работе;
– воспитание живописного вкуса;
– овладение профессиональными навыками работы;
– изучение технологии акварельной и масляной живописи.
В программе дана система взаимосвязанных заданий, предлагающая последовательность в их выполнении. Каждому году обучения соответствуют свои цели и задачи. Метод обучения базируется на всестороннем изучении натуры.
Задача курса живописи лежит в раскрытии законов изображения реального мира, а также развития художественного вкуса, понимания гармонии колорита. Специфика художественного учебного заведения требует особого внимания к задачам рисунка в живописной работе – это является основным методом в процессе изучения специальных дисциплин.
Основной принцип обучения живописи – неразрывность процесса работы над цветом и формой.
Решение задач колорита не может быть без изучения формы, тона, материальности. Во всех заданиях по живописи обязательное строгое требование рисунка, который является необходимой органической частью реалистической работы.
Все полученные знания и навыки закрепляются домашними работами по живописи, которые не носят повторного характера учебных работ и выявляют индивидуальные особенности студентов.
Преподавание курса живописи проводится в тесной связи с другими дисциплинами специального цикла.
На первом курсе в 1 семестре идет знакомство с акварельной живописью. Работа акварелью дает определенный комплекс профессиональных навыков. Обучение осуществляется на основе натюрморта.
Основная задача первого курса – научить студентов брать большие цветовые отношения, лепить форму цветом, передавать материальность предметов, последовательно вести этюд.
Студенты получают элементарные сведения по цветоведению: цвета основные и дополнительные, теплые и холодные, контрастные и сближенные, понятие о локальном цвете, о влиянии на него света, о роли тона в образовании формы, о передаче материальности и лепке формы предмета.
В процессе работы студентов над натюрмортом преподаватели постоянно говорят о большой роли рисунка в акварельной живописи.
Большое внимание уделяется акварельной технике, работе цветом без применения белил. Все постановки выполняются на бумаге, натянутой на планшет. Размер ½ листа бумаги.
Со второго семестра студенты переходят к масляной живописи. Изучение технологии масляной живописи лучше познается на практике. Преподаватель живописи практически знакомит студентов с приемами грунтовки и натягивания холста на подрамник, подбором красок и расположением их на палитре, применением растворителей.
Перед началом работы цветом на холсте выполняется этюд небольшого размера для нахождения композиционного построения натюрморта и его колористического решения. Затем выполняется рисунок углем на холсте. Размер холста не более 60 см по большой стороне.
На втором курсе студенты продолжают работать над натюрмортом, углубляя ранее полученные знания, ставятся новые задачи по передаче пространства, воздушной перспективы, усложненных условий среды и освещенности.
Осуществляя постепенный переход к изображению головы человека, в натюрморт вводится гипсовая маска, а затем и гипсовая голова.
Во втором полугодии студенты начинают работать над изображением головы натурщика и неоднократно возвращаются к этой теме на старших курсах.
Переход от задания «Гипсовая голова» к работе над головой натурщика – сложный этап в процессе учебы и является переходным этапом к изображению живой головы.
Основная задача: наряду с передачей большой формы и больших цветовых отношений студенты работают над деталями головы (глаз, нос, рот, ухо). Для постановки подбирается модель с четкими и понятливыми по форме и цвету чертами лица, выразительная по характеристике, без головного убора, размер головы меньше натуры.
Работа над головой ведется по принципу: от общего к частному, а затем от частного к общему. Рисунок на холсте выполняется углем. Размер холста 40х50 см.
На 3 курсе работа идет над одетой полуфигурой и полуфигурой в национальном или театральном костюме. Эти задания включают изображение сложных в анатомическом отношении частей фигуры человека: головы, рук, плечевого пояса, грудной клетки, живота, таза.
Основные задачи:
Композиционное решение на холсте.
Живописное решение (колористическое построение).
Обязательное выполнение цветовых композиционных эскизов, после утверждения лучшего эскиза, студент начинает работу на холсте. После рисунка углем на холсте ответственным моментом является подмалевок – основа конечного цветового решения. Переход к разработке основных форм возможен после того, как будут верно взяты цветовые отношения в подмалевке.
В период работы над одетой полуфигурой ставится задача более подробного анализа головы и кистей рук. В учебной программе отводится время для вспомогательного этюда кистей рук.
Во втором полугодии 3 курса осуществляется переход к работе над обнаженной фигурой. Работу над обнаженной фигурой лучше начинать с «Этюда обнаженной женской полуфигуры со спины», затем идет переход к «Этюду мужской обнаженной фигуры» – (гризайль). Задачей этого задания является лепка способами одноцветной живописи сложной формы мужской фигуры, связи всех составных частей фигуры, анатомический анализ построения фигуры. Размер холста 80-100 см по большой стороне.
3 курс решает целый комплекс сложных задач: композиционное решение, анатомически грамотное изображение форм человеческого тела, передача пространства, среды и условий освещенности. Не менее важно овладение методом последовательного ведения этюда (композиционное решение, цветовые эскизы, рисунок на холсте, подмалевок, лепка формы, детализация, фактура письма).
На 4 курсе идет дальнейшее закрепление и углубление знаний, повышение профессиональных навыков, полученных студентами в течение всего времени учебы в училище. Студенты выполняют итоговые постановки натюрморта, головы, одетой полуфигуры (портрет с руками), одетой и обнаженной фигуры.
Задачи этюда головы и одетой полуфигуры на 4 курсе приближаются к задачам портрета. Студенты должны показать уровень изобразительной грамоты, приобретенный за период учебы, совершенствование живописной техники, умелое использование разнообразной фактуры красочного слоя, разнообразие лепки формы, повышение культуры письма, умение осознанно применять многообразные средства живописи в образных целях, методически правильно вести работу, передач характера натур и портретную схожести.
Важным этапом в учебном процессе является летняя учебная практика (пленэр). В период практики студенты занимаются пленэрной живописью.
Учебные постановки ставятся с учетом освещения солнцем и в тени с задачами изучения пленэра. Работа на пленэре расширяет у студентов понятие о цветовом богатстве окружающего их мира, о свете, цвете, тепло-холодном контрасте и колорите, освежает и обогащает их палитру.
Ежегодно проводятся общеучилищные конкурсы студенческих работ на лучший осенний и весенний пейзаж Крыма. Организация конкурсов активизирует творческую работу студентов, раскрывает их индивидуальность и живописные способности.
Лучшие работы конкурса отмечаются премиями.
С целью подготовки к конкурсам училище организовывает поездки студентов на этюды в районы Крыма.
Председатель цикловой комиссии по живописи
Заслуженный учитель Украины
Заслуженный художник АРК
Лауреат Премии Автономной Республики Крым В.И.Григорьев
<
>
1 - 34
© «ГБПОУРК «Крымское художественное училище
имени Н.С. Самокиша», 2015
295013, Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь,
ул. Поповкина 22/ Трубаченко 10 ; (Тамбовская, 32)
Тел.: +7(3652) 447-908; тел./факс: +7(3652) 443-680
МЫ В СОЦСЕТЯХ:
https://vk.com/niksamokish
https://ok.ru/group/55090523865112
https://t.me/KXU_Samokisha